Знамя мира
Лига защиты культуры. Уральское региональное отделение. Международная общественная организация

КОСМИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

Моисей

Часть I Часть II

МОИСЕЙ со скрижалями Завета. Картина 15 в.Пророк Моисей – вождь и законодатель народа еврейского, первый Богописатель, родился в Египте почти за 16 веков до рождения И. Христа, был сыном Амрама и Иохаведы из колена Левииного (Чис. 26:59).

В это время Египет был одной из могущественнейших восточных держав, поработивших многие государства и народы. Повсюду высились прекрасные города: стовратые Фивы, Луксор, Карнах. Величественные памятники искусства, сохранившиеся на века, украшали их.

Пирамиды, катакомбы, обелиски, сфинксы, все это было построено на многие века. Правил страной фараон Амозис I. Столицей Египта, в котором находилась резиденция фараона, был город Танис, украшенный колоннами, скульптурами, садами, дворцами. Он был местом постоянных придворных пиршеств и ликований. Река Нил была главной рекой этой цветущей страны. "Как сад Господень, так земля Египетская" (Быт. 13:10).

Положение же простого народа было всегда тяжелым в Египте. Рабство, беспредельное бесправие вынуждали народ подниматься с оружием в руках против своих поработителей. Израильтяне страдали здесь не только от тяжелых работ, но и от унижений и оскорблений (Втор. 26: 6). Жизнь на чужбине сплачивала их духовно: они сохранили свою религию и устои своих отцов. Даже имена своим детям давали только израильские (Исх. 2:1).

И все же, высокая цивилизация Египта покоряла иудеев. Люди привыкали к оседлости, земледелию и осваивали различные ремесла. Они познавали науки и искусства, преуспевали в математике, геометрии, медицине. Научились обрабатывать изделия из серебра и золота, дерева и драгоценных камней, ткать красивые разноцветные ткани, научились бальзамировать мумии и т. д. (Быт. 50:26). Особенно важным приобретением для израильтян было искусство письма. Все это давало жизненный стимул и, вопреки своим угнетателям, молодой народ увеличивался и становился сильнее (Иcx. 1: 8 Пс. 104:24). Видя, что никакие трудности не могут подорвать силы израильского народа, фараон издал тайный указ - убивать новорожденных младенцев - мальчиков (Исх. 1: 15-22). К стонам угнетенного народа присоединились стоны матерей (Деян. 7:19).

Среди таких стонов израильского народа родился его великий избавитель – Моисей (1 Пар. 23:13-14). Он был третьим ребенком в семье и вместо семейной радости, внес в дом большое горе. Мальчик был очень красив и мать его Иохаведа в течении трех месяцев скрывала его от фараоновых слуг. Когда же скрывать уже стало невозможно, она решилась на отчаянный шаг. Сделала корзинку из тростника, законопатила ее и осмолила, чтобы она не пропускала воду. Иохаведа положила в нее своего сына, со слезами и молитвами опустила корзину в Нил. В это время вышла купаться дочь фараона и нашла в тростнике корзинку с плачущим ребенком (Деян. 7:21). Она забрала его, усыновила и назвала Моисеем (в переводе - Вынутый из воды). Царевна взяла ему кормилицу из израильтянок. Богу было угодно, чтобы это была его родная мать (Исх. 2:5-10). Когда ребенок подрос, он был взят дочерью фараона во дворец. Библия не сообщает подробностей о его младенческих и отроческих годах. Известно только из преданий, что он уже в три года был высоким и "прекрасен пред Богом" (Деян. 7:20). Известно, что он был "научен всей мудрости египетской" (Исх. 7: 23). Учился Моисей, очевидно,при храме Илиопольском. Только здесь можно было постигнуть все науки и познать все чудеса, которые держались в большой тайне от простого народа. Такое образование считалось высшим. Здесь учились дети только имеющие отношение ко двору фараона или высших жрецов. Выйдя из этой школы он был "силен в словах и в делах" (Исх. 2:1-10 Деян. 7:22).

Мужая с возрастом, Моисей все дальше и дальше отдалялся от царского двора. Он уходил в бедное жилище "своей няньки" и там отдыхал душою. Моисей не мог спокойно смотреть на страдания, унижения  своего  народа.  Он "лучше захотел страдать с народом Божиим, чем иметь временное греховное наслаждение" и потому "даже отказался называться сыном дочери фараоновой" (Евр. 11:24-25). 

Однажды Моисей увидел как египетский надсмотрщик осыпал ударами беззащитного еврея. Сердце его загорелось он бросился на египтянина, вырвал у него оружие и убил его наповал. Это убийство, произведенное под влиянием благородного гнева, решило его судьбу. Жрецы Озириса, виновные в убийстве, были строго судимы всей жреческой коллегией. И без того фараон подозревал в сыне своей сестры будущего похитителя престола. Жизнь его висела на волоске. Он предпочел покинуть родину и сам назначить себе искупление своего греха. Все толкало его в одиночество пустыни, в обширное неизведанное: его тайное желание, предчувствие его миссии и более всего тот внутренний голос, таинственный и непреодолимый, который говорил ему: «Иди, там твое назначение».

По ту сторону Красного моря и Синайского полуострова, в стране Мадиамской, находился храм, не зависевший от египетских жрецов. Эта область простиралась зеленой лентой между Эламитским заливом и Аравийской пустыней. Издали, по ту сторону морского залива, виднелись темные массы Синая и его обнаженная вершина. Заключенная между пустыней и Красным морем, защищенная вулканическим гребнем, эта уединенная страна была в безопасности от вторжений.
          Упомянутый храм был посвящен Озирису, но в нем же поклонялись Богу и под именем Элоима [1] , ибо это святилище, эфиопского происхождения, служило религиозным центром для Арабов, для Семитов, а также и для представителей черной расы, искавших посвящения.
          В течение целых веков горы Синай и Хорив представляли собой мистический центр культа единобожия. Величественный вид, обнаженный и дикий, горы Синая, одиноко возвышающияся между Египтом и Аравией, вызывал идею Единого Бога. Множество Семитов стекалось сюда для поклонения Элоиму. Они проводили несколько дней в посте и молитве в глубине пещер и галерей, высеченных внутри Синая. Перед этим они подвергались очищению и получали наставления в храме Мадиамском.
          Здесь-то и нашел убежище Моисей.

В храме прежде всего, Моисей решил подвергнуть себя искуплению греха, которое закон посвященных предписывал убийце из своей среды.
          Когда посвященный совершал убийство, даже если бы оно было и невольное, он признавался потерявшим преимущество преждевременного воскресения из мертвых в «сияние Озириса», преимущество, достигаемое благодаря испытаниям посвящения, которое поднимало его высоко над обыкновенными смертными. Чтобы искупить свое преступление, чтобы восстановить свой внутренний свет, он должен был пройти через испытания гораздо более страшные, подвергнуть себя еще раз опасности смерти. После продолжительного поста, посредством особым образом приготовленного питья, посвященного погружали в летаргический сон затем его оставляли в склепе храма. Он оставался там несколько дней или даже несколько недель.  В это время он должен был совершить странствие в потустороннем мире, Эребе или области Аменти, где «плавают» души мертвых, еще не вполне отделившиеся от земной атмосферы.
          Там он должен был найти свою жертву, подвергнуться всем её страданиям, получить её прощенье и помочь ей найти путь к Свету. Лишь после этого его считали искупившим свой грех, омывшим свое астральное тело от черных пятен, которыми его загрязнили проклятия и отравленный дух его жертвы.
          Но из этого странствия согрешивший мог и совсем не возвратиться, и случалось, что когда жрецы появлялись в склеп, чтобы пробудить искупавшего свой грех из глубокого сна, они на его месте находили лишь труп.
          Моисей не колеблясь подверг себя этому испытанию.  Под влиянием убийства, совершенного им, он понял неизменность законов духовного порядка, вызывающую глубокое смятение в глубине человеческой совести, когда законы эти нарушены. С полным самоотречением предложил он себя в жертву Озирису, прося об одном: если суждено ему вернуться на землю, да будет ему дана сила проявить закон справедливости.
          Когда Моисей пробудился от страшного сна в подземелье храма Мадиамского, он почувствовал себя преображенным. Его прошлое было словно отрезано от него. Египет перестал быть его родиной и перед ним развернулась необъятность пустыни с её кочующими племенами, развернулась как предназначенное для него поле деятельности. Он смотрел на гору Элоима, возвышавшуюся на горизонте, и в первый раз — подобно видению грозовой бури в молниеносных облаках Синая — сознание его миссии пронеслось перед его душою: создать из этих подвижных племен сильный народ, способный отстоять закон Единого Живого Бога посреди идолопоклонства и всеобщей анархии народов, — народ-воин, который понесет в будущие времена истину, сокрытую в золотом ковчеге посвящения.
          В этот день, чтобы отметить новую эру своей жизни, Моисей[2] принял имя Моисей, что значит Спасенный.

Видение Синая

На горе, неподалеку от храма (ныне Синай), было место, где по народному преданию “Бог Синая появляется иногда освещенный молниями. Лишь самые смелые из посвященных Иофора поднимались в пещеру Сербала и проводили там несколько дней в посте и молитве. Мудрецы Идумеи находили там свои вдохновенья. Это было место посвященное с незапамятных времен мистическим видениям, Элоиму и светлым духам. Ни один священник и ни один охотник не согласились бы провести туда странника.”

  Моисей поднялся без страха по ущелью Хорива. Он прошел бесстрашно долину смерти с её хаосом скал. Как всякое человеческое усилие, посвящение имеет свои фазисы смирения и гордости поднявшись на священную гору, Моисей достигнул вершины гордости, он был на высоте человеческого могущества. Уже чувствовал он себя единым с Господом.

Моисей водитель Рерих, Н.К.

Моисей водитель Рерих, Н.К.

(подробнее о картине)

 Солнце, окруженное пламенным пурпуром, спускалось над вулканическим хребтом Синая и лиловые тени ложились на долины, когда Моисей подошел к пещере, закрытой от глаз колючими растениями. Он собирался проникнуть туда, но был ослеплен внезапным светом, озарившим всю окрестность.
          Ему казалось, что почва загоралась под ним и что гранитные горы превратились в море пламени. При входе в пещеру ослепительно сияющее видение появилось перед ним и огненным мечом загородило ему дорогу. Моисей упал ниц, как пораженный громом. Вся его гордость разбилась в прах. Взгляд лучезарного Ангела пронизал его своим светом. С тем глубоким проникновением, которое возникает у ясновидца, он понял, что это лучезарное Существо поведает ему нечто страшное. И ему захотелось уклониться, скрыться в недра земные.
          Но голос произнес: «Моисей, Моисей!» И он ответил: «здесь я, Господи».
          «Не приближайся сюда, сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято».
          Моисей скрыл лицо свое. Он страшился снова увидеть Ангела и встретить его пылающий взор.
          И Ангел сказал ему: «Ты, который ищешь Бога, почему ты дрожишь передо мной»?
          «Кто ты?»
          «Я — луч Бога, вестник Того, который был, есть и будет во век».
          «Что приказываешь ты?»
          «Ты скажешь сынам Израиля: Господь Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, послал меня к вам, чтобы извлечь вас из страны рабства».

«Кто я», — сказал Моисей, — «чтобы извлекать сынов Израиля из Египта?»
          «Дерзай», сказал Ангел, «ибо я буду с тобою. Я вложу пламя Элоима в твое сердце, Его глагол в твои уста. Сорок лет подряд ты призывал Его. Твой голос достиг до Него, и вот я беру тебя во имя Его. Сын Элоима, ты принадлежишь мне навсегда».
          И Моисей, ободренный, воскликнул: «покажи мне Элоима, дабы видеть мне Его живой огонь!»
          Он поднял голову. Но море пламени погасло и Ангел исчез подобно сверкнувшей молнии. Солнце спустилось за погасшие вулканы, мертвое молчание носилось над долиной Хорива, и голос, который пронесся по лазури неба и замер в бесконечности, сказал:
          «Я Тот, который есмь».
          Моисей пробудился после этого видения глубоко измененный. В первую минуту ему казалось, что тело его сгорело в огне эфира. Зато дух его обрел новую силу. Когда он спустился к храму Иофора, он был готов для своей миссии. Его пламенная мысль предшествовала ему подобно Ангелу, вооруженному огненным мечом.


Намерение Моисея было самое необыкновенное и самое дерзновенное, какое когда-либо возникало в душе человеческой.

 Вырвать целый народ из под ярма столь могущественной нации, как Египтяне, повести его к завоеванию страны, занятой враждебным населением, значительно лучше вооруженным, влачить его в течение десяти, двадцати, мало того — сорока лет по пустыне испалить его жаждой, изнурить его голодом, довести его до смертельного утомления разобщить его вместе с его Скинией Завета от всех языческих народов внушить ему единобожие под угрозой огненного меча и исполнить его таким страхом и таким благоговением перед этим единым Богом, чтобы Он воплотился в самое тело народа, сделался его национальным символом, целью всех его стремлений, смыслом самого существования народного, — таков был ни с чем несравнимый подвиг Моисея.


  Иход

Исход был медленно подготовляем самим пророком, главными начальниками Израиля и Иофором. Чтобы привести свой план в исполнение, Моисей воспользовался моментом, когда Рамзес II (Менефта), прежний его товарищ по учению, став фараоном, должен был отразить страшное вторжение ливийского царя Мермаиу. Египетская армия, занятая во всей своей целости на Западе, не могла удержать Евреев, и массовое переселение совершилось мирным образом.
          И вот племя Израиля двинулось в путь.Четыреста тридцать лет израильский народ был в плену Египта. Можно представить, как волновались те, кто решился уйти, разорвать цепи унижения и обрести свободу. Эта длинная нить караванов с верблюдами, несущими палатки на своих спинах, сопровождаемая большими стадами, собиралась обойти Красное море. Всех переселенцев было вначале несколько тысяч человек. Позднее, к ним присоединились «всякого рода люди», как говорит Библия, Ханаане, Эдомиты, Арабы и Семиты всех видов..всего до 6000 человек.
  Вокруг пророка и народного повелителя образовалась группа священников с Аароном во главе, братом Моисея по посвящению, и с пророчицей Марией, которая представляет собою женское посвящение у Израиля. Из этой группы и образовалось сословие священников. Рядом с ними семьдесят начальников, избранных или посвященных мирян, окружают пророка, которым он и передаст свое тайное учение, и которых приобщит к своему могуществу, допустив их участвовать в своих вдохновениях и в своих видениях.
          В центре этой группы двигался золотой ковчег [см. История создания Священного Ковчега ], идея которого была заимствована Моисеем у египетских храмов, где он служил вместилищем священных книг. Но Моисей приказал вылить ковчег по новому образцу, составленному им самим ковчег Израиля был окружен с четырех сторон херувимами из золота, напоминающими сфинксов или четырех символических зверей видения пророка Иезекиила. Один из них имеет голову льва, второй — голову быка, третий — голову орла, а последний — человеческую голову. Они олицетворяли четыре космических элемента: землю, воду, воздух и огонь, а также и четыре мира, изображенные буквами священной тетраграммы. Своими крыльями херувимы прикрывали священную жертву примирения.
          Этот ковчег был орудием электрических и световых явлений, производимых магией жреца Озириса, явлений, которые, пройдя через легенды, послужили основанием для библейских рассказов. Кроме того, Ковчег Завета содержал Сеферъ-Берешит, написанную Моисеем египетскими иероглифами, и магический жезл, упоминаемый в Библии. В нем же будут сохраняться и Скрижали Завета, законодательство Синая.

Часть II


[1] Элоим - наиболее распространенное, наряду с Иегова, именование Единого Бога в Танахе (см.), или Библии иудаизма (см.), вошедшей в состав христианской Библии
[2] Первое египетское имя Моисея (Филонъ, цитирующий Манефона).


Смотрите также:

Моисей и монотеизм Сигизмунд Фрейд

Всемирный день культуры

Всемирный День Культуры

Всемирный День Культуры

Марш Мира в Испании, 2010

Марш Мира в Испании, 2010

Город Манхумирим, Бразилия

Город Манхумирим, Бразилия

Мексика 2010

Мексика 2010

Знамя Мира, Новокузнецк

Знамя Мира, Новокузнецк

Знамя мира на университетской площади, Чили

Знамя мира на университетской площади, Чили

Марш Мира в Италии, 2010

Марш Мира в Италии, 2010

Выставка Пакт Рериха в штаб-квартире ЮНЕСКО, Париж

Выставка Пакт Рериха в штаб-квартире ЮНЕСКО, Париж

Знамя Мира в ЮНЕСКО

Знамя Мира в ЮНЕСКО

Знамя Мира над Тамгалытас

Знамя Мира над Тамгалытас

Куба, 2009

Куба, 2009

День Культуры 2012 в УрФУ, Екатеринбург

День Культуры 2012 в УрФУ, Екатеринбург

Чествование ветеранов. День Культуры 2012 в УрФУ

Чествование ветеранов. День Культуры 2012 в УрФУ

День Культуры 2003, Екатеринбург

День Культуры 2003, Екатеринбург

День Культуры 2002, Екатеринбург

День Культуры 2002, Екатеринбург

Вручение Знамени Мира ректору УГТУ-УПИ С.С.Набойченко

Вручение Знамени Мира ректору УГТУ-УПИ С.С.Набойченко

Валерий Першин на вершине Мак-Кинли

Валерий Першин на вершине Мак-Кинли

Знамя Мира над вершинами Алтая

Знамя Мира над вершинами Алтая

Международный Центр Рерихов

Международный Центр Рерихов

Памятный камень на Аллее Культуры, Екатеринбург

Памятный камень на Аллее Культуры, Екатеринбург

День Культуры 2010 в УрФУ, Екатеринбург

День Культуры 2010 в УрФУ, Екатеринбург

День Культуры 2008, Екатеринбург

День Культуры 2008, Екатеринбург

День Культуры 2009, Литва

День Культуры 2009, Литва

Новосибирск

Новосибирск

На пике вулкана Агунг, Бали

На пике вулкана Агунг, Бали

День Культуры в школах Санкт-Петербурга

День Культуры в школах Санкт-Петербурга

Знамя Мира на Южном полюсе

Знамя Мира на Южном полюсе

Всемирный День Культуры 2011 в УрФУ, Екатеринбург

Всемирный День Культуры 2011 в УрФУ, Екатеринбург

Юбилей Пакта Рериха и Знамени Мира в Наггаре, Индия

Юбилей Пакта Рериха и Знамени Мира в Наггаре, Индия

День Культуры, Тверь

День Культуры, Тверь

     
 
  Уральское Отделение Международной Лиги Защиты Культуры